Заметки лингвиста. Эпизод 3.Новичкам посвящается

Анна Аветисян

Взрослому человеку и невдомёк, как сильно стереотипы мешают устойчивому саморазвитию. Как преподаватель, я постоянно сталкиваюсь с их губительным воздействием. И откуда только берётся столько мифов о занятиях иностранными языками?! К примеру, приходит взрослый изучать английский язык и полагает, что уже с первого урока волшебник-преподаватель начнёт загружать английский непосредственно в голову. А потом, дойдя до определённого раздела в учебнике, как правило, Unit 6, студент чудесным образом начнет разговаривать. Просто возьмёт, и заговорит, как будто где-то рубильник включили.

Разумеется, вышеизложенное – злободневная ирония и испытание на прочность нашего ангельского, но небезграничного учительского терпения.

Добро пожаловать на борт!

Приходящего изучать иностранный язык новичка, во-первых, нужно как минимум поздравить. К огромному сожалению, многие полагают, что идти на занятия после окончания университета – это шаг назад, и на первом же собеседовании/тестировании несчастные взрослые начинают краснеть и оправдываться, мол, в свои зрелые годы язык так и не выучил. Им и невдомёк, что это вовсе не их вина, а во многом погрешности устаревших методов преподавания, вкупе с отсутствием необходимого количества квалифицированных кадров. Итак, beginner, поздравляем с правильным решением! С тем, что, переступив через свои страхи, стыд и прочие эмоциональные преграды, ты вот-вот откроешь для себя огромный, прекрасный, разнообразный мир, как бы пафосно это не звучало. Новые друзья, неповторимая атмосфера современного класса, любимый учитель, шутки и смех. А ещё потрясающе эффективная тренировка памяти – настоящий спорт для мозга, огромное количество познавательной информации и интереснейших фактов уже на доступном иностранном языке! А потом шаг за шагом ты начнешь понимать любимые песни, читать в оригинале, смотреть мировые шедевры и, пожалуй самое главное, «дышать полной грудью» в другой стране, привозя домой гораздо больше впечатлений. Ведь теперь ты можешь не просто ткнуть пальцем в меню или показать бумажку с адресом таксисту. Тебе доступно куда большее: ты умеешь выражать свои мысли целыми понятными предложениями и делиться своими впечатлениями, соглашаться или спорить, дискутировать – одним словом, вовсю наслаждаться языком, ведь ради этого мы его и учим, правда?

Однако следует упомянуть ещё один барьер, с которым, к огромному сожалению, нам, преподавателям, приходится сталкиваться гораздо чаще, чем хотелось бы. Снова страх мешает развиваться. Многие студенты привыкают к своему учителю (что совершенно нормально) и не хотят разговаривать на иностранном языке ни с кем другим, будь то русскоговорящий преподаватель, или носитель языка. Здесь уже чистая психология.

Как любитель языков, я с большим удовольствием и азартом спускаюсь на уровень beginner, при изучении нового языка, стараясь прочувствовать все преграды и подводные камни, с коими имеет дело новичок. Как бы мне хотелось поделиться своим энтузиазмом, с которым я «атакую»носителей языка, с целью попрактиковать пусть даже крошечную горстку выученных накануне слов и выражений. И не важно, что в ответ я услышу непонятный поток речи. Главное, что Я умею составлять простые предложения и МЕНЯ понимают! Это только начало пути, а вначале крайне важно часто и регулярно заниматься. Чем чаще, тем лучше, естественно.

Хочу мяса…

Когда мой индонезийский был ещё в зачаточном состоянии, мои англоговорящие друзья, велев ждать, «бросили» меня в лодке с местным рыбаком. Рахман всю свою жизнь прожил на крошечном рыбацком острове. Он не знал ни одного слова по-английски. По крайней мере, ни hello, ни thank you я от него ни разу не слышала. Сначала, я немного растерялась и несколько минут беспомощно улыбалась Рахману. Говорить рыбак явно не собирался, поэтому скрасить неловкое молчание выпало мне. Для начала, я снова представилась (хотя мы уже были знакомы около недели) и поинтересовалась, как поживает мой собеседник. Усмехнувшись, Рахман ответил мне простыми словами и тоже задал несколько нехитрых вопросов. Воодушевившись успехом, я стала комментировать всё происходящее вокруг в стиле «что вижу, то и пою».

– Смотри! Мясо! – указала я на коз, мирно пасущихся на склоне холма. Слово «коза» мне тогда было не известно, но Рахман тут же подсказал, поняв затруднение. Тема коз продолжилась несколькими вопросами о дороговизне мяса и рационе питания островитян. Я немедленно (было в тему) выложила заученное с первых уроков признание любви к мясу:

– Я люблю мясо. Я хочу мясо. А ты любишь мясо?

Рахман не успел ответить. На причал примчались мальчишки, самому младшему на вид было лет пять, старшему - не более десяти. Мальчишки принялись рыбачить нехитрым приспособлением – моток лески с крючком на конце. Даже наживки не было. Уже через две минуты одному из них посчастливилось вытащить крошечную рыбку, которая и стала наживкой для более крупного улова. С азартом наблюдая за происходящим, я повернулась к Рахману, чтобы продолжить прерванный разговор.

– Я люблю… – я показала, как закидываю удочку.

– Рыбалка! – подсказал Рахман новое слово.

– Да. – отвечаю. – Я люблю рыбалку. Я хочу рыбалку каждый день.

Тут один из мальчишек вытащил крупную плоскую рыбину, похожую на камбалу. Открыв рот, я жадно следила за ловкими движениями детишек. Рыбаки с пеленок. На пирсе мальчишки оставили самого удачливого рыбака, а сами ловко спустились в одну из лодок рядом с нами. Спустя пару минут, донеслось монотонное пение, как призыв к молитве в мечети. «Какие набожные дети», подумала я. Внезапно пение приобрело писклявые ноты, а под конец перешло в откровенный визг, и я поняла, что детишки просто дурачатся.

– О! Мясо возвращается. – показала я на медленно бредущих к деревне коз. Проклятое слово…забыла…

– Козы, – засмеялся Рахман.

Так мы пробеседовали ещё около получаса, и я была несказанно довольна тем, что мы друг друга понимали. Друзья вернулись, проведя в деревне, в общей сложности, около часа. Весь путь домой им пришлось слушать, как я хвастаюсь своими языковыми подвигами.

Можно построить множество комбинаций из достаточно ограниченного набора слов и выражений, но это лишь начало. Если не задействовать их в речи, то выученные конструкции «отомрут», а от них уже невозможно будет оттолкнуться, чтобы продолжать надстраивать и расширять. Порой, увлёкшись чтением и письмом, я сталкиваюсь с тем, что в нужный момент я попусту не могу сказать даже то, что сотню раз читала и прописывала, поэтому разговорная практика с самых первых уроков – это не прихоть строгого преподавателя, а необходимость. Так что, хватит отлынивать и бояться! Вперёд! Давайте говорить, пусть ломано, смешно и поначалу медленно. Давайте весело посмеёмся друг над другом и над собой, над своими ошибками, но ни в коем случае не будем бросать говорить. Я тоже иду этим непростым, но потрясающе занимательным путём, и я понимаю все трудности, – не бойтесь и не стесняйтесь! Скоро станет гораздо легче, и мы сможем похвастаться друг другу своим успехом.